Взгляды народа на семью были определены экономическими и нравственными условиями его жизни. Только в рамках семьи было возможно вести полноценное хозяйство. Отсюда и говорят:
«ДУХОВНОЕ РОДСТВО ПУЩЕ ПЛОТСКОГО»;
«ЖЕНИЛСЯ – НА ВЕК ЗАЛОЖИЛСЯ»;
«ХОЛОСТОЙ – ПОЛЧЕЛОВЕКА».
Многодетность была нормой патриархальной семьи:
«ДЕТИ – БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ»;
«ГОРЬКИ РОДИНЫ, ДА ЗАБЫВЧИВЫ»;
«РЕБЯТА, ЧТО МОКРИЦЫ – ОТ СЫРОСТИ ЗАВОДЯТСЯ»;
«ПЛОДЯТСЯ И МНОЖАТСЯ, ЧТО ГОЛУБИ»;
Нашел отражение быстрый рост маленьких детей:
«РАСТЕТ, КАК ПШЕНИЧНОЕ ТЕСТО НА ОПАРЕ»
Эмоциональный фактор воспитания, привязанность и любовь к детям отражаются в таких пословицах:
«СВОЕ ДИТЯ И ГОРБАТО, ДА МИЛО»;
«СВОЙ ДУРАК ДОРОЖЕ И ЧУЖОГО УМНОГО»;
«КТО ДЕВКУ ХВАЛИТ? ОТЕЦ ДА МАТЬ»
Любовь и доброта становились первым условием:
«ТОТ МНЕ И СВАТ, КТО МНЕ РАД»;
«СВАТ НЕ СВАТ, БЫЛ БЫ ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК»
Особая роль отводилась воспитанию и обучению детей:
«НЕ УЧИЛИ, КОГДА ПОПЕРЕК ЛАВКИ ЛОЖИЛСЯ,
А ВО ВСЮ ВЫТЯНУЛСЯ, ТАК НЕ НАУЧИШЬ»;
«НАРОДИЛА, ДА НЕ НАУЧИЛА»;
«УМЕЛ ДИТЯ РОДИТЬ, УМЕЙ И НАУЧИТЬ»
Сознавалась необходимость упорства труда и учения:
«НЕ УЧАСЬ, И ЛАПТЯ НЕ СПЛЕТЕШЬ»;
«ДОРОГ ПАРЕНЬ, ДА НЕ УЧЕН»;
«НЕЗНАЙКА ЛЕЖИТ, А ЗНАЙКА ДАЛЕКО БЕЖИТ»;
«ГОЛОВА ВСЕМУ НАЧАЛО, ГДЕ УМ ТАМ И ТОЛК»;
«НЕ КОПЬЕМ ПОБИВАЮТ, А УМОМ»
Труд был одной из важных воспитательных ценностей:
«БЕЗ ДЕЛА ЖИТЬ – НЕБО КОПТИТЬ»;
«МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ»;
«В ЧУЖОМ ПЛАТЬЕ НЕ НАКРАСОВАТЬСЯ»;
«ЖИВИ, ВСЯК, СВОИМ УМОМ, ДА СВОИМ ГОРБОМ».
Представляют интерес методы воспитания детей в семье:
«ЗАСИЖЕННОЕ ЯЙЦО ВСЕГДА БОЛТУН»
Хорошими детьми гордились:
«ДОБРЫЙ СЫН ВСЕМУ СВЕТУ ЗАВИДИЩЕ»;
«ДАЙ БОГ ДЕТОК, ДА ДАЙ БОГ ПУТНЫХ»
Народная мудрость требует от людей добра и любви:
«ЛАСКОВОЕ СЛОВО, ЧТО ВЕСЕННИЙ ДЕНЬ»;
«НЕ КОРМИ КАЛАЧОМ, ДА НЕ БЕЙ КИРПИЧОМ»
Родительский авторитет был мощным фактором воспитания:
«КТО РОДИТЕЛЕЙ ПОЧИТАЕТ, ТОТ ВОВЕКИ НЕ ПОГИБАЕТ»;
«МАТЕРИНСКАЯ МОЛИТВА СО ДНА МОРЯ ВЫНИМАЕТ»
Есть пословицы, признающие личность детей:
«У МЕНЯ СЫН МОЙ, ДА УМ У НЕГО СВОЙ»
Сказано о печальной участи детей-сирот:
«В СИРОТСТВЕ ЖИТЬ – СЛЕЗЫ ЛИТЬ»
Высмеивались такие качества, как злость, лукавство, алчность:
«В ЧУЖИХ РУКАХ ЛОМОТЬ ВЕЛИК, А НАМ ДОСТАНЕТСЯ, ТАК И МАЛ ПОКАЖЕТСЯ»
Народная мудрость учит умеренности и довольству:
«КЛЮЕТ ПТИЧКА, ДА И ТО СЫТА ЖИВЕТ»
В народе ценилось сознание справедливости:
«КАКОВ ПРИВЕТ, ТАКОВ ОТВЕТ»
Важно было учить детей терпимее относиться к человеческим слабостям:
«ПО — ГОЛОМУ НЕЧЕГО ЩИПАТЬ»
«НА ХОТЕНЬЕ ЕСТЬ ТЕРПЕНЬЕ».
«Мальчишки и девчонки, а также их родители»
«Мудрые мысли о Главной»
«Великое дело – взять на себя ответственность
за нежные юные жизни, которые могут обогатить мир
красотой, радостью, силой»
… Сердце матери отзывается на всякое событие в жизни детей — будет это горе или радость, счастливая или несчастная перемена на их земном пути. Слезы ее святы и трогательны, как и радость, ибо и то и другое идет из глубины души, живущей жизнью детей.
«Сердце матери — неиссякаемый источник чудес».
П. Беранже
«Будущее нации — в руках матерей».
О. Бальзак
«СЕРДЦЕ МАТЕРИ — это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение…»
О. Бальзак
«Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери. Тем радостнее и светлее жизнь.
З. Воскресенская
«Материнство облагораживает женщину, когда она отказывается от всего, отрекается, жертвует всем ради ребенка».
Я. Корчак
Мать – это имя Бога на устах и в сердцах маленьких детей.
У. Теккерей
«Что может быть на свете священнее имени матери! Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни».
В. Коротаев
Настоящая женщина-мать нежна, как лепесток только что распустившегося цветка, и тверда, мужественна, несгибаема к злу и беспощадна, как справедливый меч.
В. Сухомлинский
Материнство – это и великая радость, и великое познание жизни. Отдача, но и воздаяние. Нет, наверное, на свете более святого смысла существования, чем растить рядом с собой достойного родного человека.
Ч. Айтматов
О матерях можно рассказывать бесконечно…
***
«Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»
***
«Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома»
***
«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»
***
«Наши дети — это наша старость»
***
«Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали»
***
«Самые правильные, разумные, продуманные педагогические методы не принесут никакой пользы, если общий тон вашей жизни плох. И, наоборот, только правильный общий тон подскажет вам и правильные методы обращения с ребёнком и прежде всего правильные формы дисциплины, труда, свободы, игры и … авторитета»
***
«Культура еды – это очень важная область общей культуры человека – ее надо настойчиво воспитывать. Вопросы правильного и достаточного питания чрезвычайно важны. Не удивительно, что они так волнуют родителей и что здесь делается столько ошибок и промахов. Блюда должны быть …. Простые, вкусные, питательные и именно то, что нужно для роста организма с необходимостью учета сезонности блюда. Ни в коем случае нельзя приучать детей к тому, что они получают лучшие куски, особенно в ущерб матери, и не замечают, что едят мать и отец. Это допустимо только в случае болезни, и то с соблюдением определенных, я бы сказал, приличий. Очень полезно, чтобы дети отказывались от лакомого и вкусного куска в пользу членов семьи. Дети обязательно должны помнить, ели ли другие члены семьи… Наконец, надо воспитать четкое чувство меры и умения определять, сколько я могу съесть. Необходимо научить есть опрятно, даже красиво, не чавкать и уметь пользоваться вилкой и ножом к шести годам. Накладывать в тарелки малыми порциями, чтобы еда не оставалась, если мало – подбавить, когда съест…»
***
«Воспитание — “это деловая работа”, это серьезное дело и родители “каждый час в своей жизни” не имеют права забывать, “что на их ответственности — будущий человек”. И для этого не обязательно кончать педагогические вузы, для этого нужна такая же ответственность, какую имеют родители к своей профессиональной деятельности.
***
«Любить детей “не любовью сегодняшнего дня, а любить будущее этого ребенка: его счастье, жизнь и радость”. Жертвенная любовь матери пагубна для ребенка. Счастливы должны быть все: мать, отец, дети. Родители (особенно матери) в глазах ребенка должны быть счастливыми людьми, достойными большого уважения. Ребенок должен научиться думать не только о своем удовольствии, но и о благополучии другого человека»
***
«Чрезвычайно важно создать такой тон, чтобы ребенок привык к нему в семье, чтобы это было и солидно, и спокойно, и не раздражительно, и не оскорбительно, чтобы ребенок сам не привыкал к плохому тону, тону крикливому, оскорбительному, обидному. Поэтому надо, чтобы отец и мать никогда не позволяли себе отступать от правильного тона не только по отношению к ребенку, но и по отношению друг к другу. Если бы я услышал, что в присутствии сына отец ругает мать, то такому родителю я мог бы прямо сказать, что из твоего сына толку не будет»
До встречи в следующем месяце!
Марина Васильевна Бевза,
заместитель директора по учебно-методической работе