Сведения об образовательной организации (СПЕЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ)

Родителям

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

ПЛАН ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

1

img21

Детство – важнейший период в жизни любого человека. Именно в ранние детские годы у людей закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно – ценностные ориентиры, идеалы, правила. В этот период душа ребенка наполняется осознанием, моральными качествами, закладывается фундамент характера и уникальных свойств будущей взрослой личности, приобретается начальный опыт поведения. Духовно – нравственное воспитание человека является приоритетом семьи, гражданского общества, страны в целом. Вот почему так важно правильно направлять в нужное русло развитие детей в самом раннем возрасте в семье и в детских дошкольных учреждениях. С подражанием, присущим всем детям, наблюдая и повторяя фразы, эмоции, высказывания, ребенок впитывает от родителей и воспитателя не только практический жизненный опыт, но и моральные качества, благородство, жизненные приоритеты.

Целью духовно – нравственного воспитания дошкольников является формирование высоконравственной личности, педагогическое содействие становлению ее гражданских качеств.

План по духовно — нравственному воспитанию МАДОУ ЦРР — на 2022 год

ПРОГРАММА «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»

1 5b03a0b1931d7 2

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

С 2017–2018 учебного года в МАДОУ Центр развития ребенка — детский сад

реализуется парциальная программа «Социокультурные истоки»

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.

Огромным потенциалом в этом направлении обладает программа «Социокультурные Истоки» (авторы И. А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, А. В. Камкин профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда). Программа способствует решению ряда важнейших задач по развитию духовно-нравственных основ образования, по интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе традиционных ценностей отечественной культуры. По насыщенности духовно-нравственными, этическими и эстетическими категориями программа «Социокультурные Истоки» не имеет аналогов в современном образовании. Учебный курс разработан для использования в системе общего образования: в дошкольном образовании, в начальной, средней и старшей ступенях школы. «В программе учебного курса „Истоки“ задумано научить детей открывать глубокий смысл в самом простом и очевидном. Речь идет о том, чтобы уже семилетний человек сумел увидеть почувствовать и осознать свою укорененность в этой земле, ее кровное родство. Мало того учитель помогает прочитать КОД родной культуры: осознать, какие чувства и образы пробуждают в русском человеке лес, река, нива и поле. Одним словом, идет терпеливая педагогическая работа по присоединению к многовековой национальной традиции прочтения как видимой, так и скрытой (метафорической) основы окружающего мира. „Истоки“ — интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. В центре его феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.

Программа духовно-нравственного воспитания „Социоультурные истоки“, направлена приобщение детей и их родителей к базовым духовно-нравственным и социоультурным ценностям России. Авторами программы являются И. А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук и А. В. Камкин, профессор Волгоградского государственного педагогического университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук.

В программе одной из важнейших задач являться задача соединения интеллектуального и духовно — нравственного начала в процессе обучения и воспитания дошкольников.

Программа предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьей.

Содержание программы составляют ценности культуры: мудрые пословицы и умные с хитрецой загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка, помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.

Воспитательная программа для ДОУ „Социокультурные истоки“ разработана для четырех возрастных групп:

Младшая группа (3–4 года)
Средняя группа (4–5 лет)
Старшая группа (5–6 лет)
Подготовительная группа (6–7 лет).

Учебно-методический комплект по программе духовно-нравственного воспитания „Социокультурные истоки“ для дошкольного образования

Комплект состоит из 17 книг:

три книги для детей 3–4 лет („Доброе слово“, „Добрый мир“, „Добрая книга“);

четыре книги для детей 4–5 лет („Дружная семья“, „В добрый путь“, „Добрая забота“, „Благодарное слово“);

пять книг для детей 5–6 лет („Верность родной земле“, „Радость послушания“, „Светлая Надежда“, „Добрые друзья“, „Мудрое слово“);

пять книг для детей 6–7 лет („Сказочное слово“, „Напутственное слово“, „Светлый образ“, „Мастера и рукодельницы“, „Семейные традиции“).

Весь комплект книг полностью соответствует структуре и содержанию программы „Социокултурные истоки“ для дошкольного образования, содержит осваиваемые категории (Слово, Образ, Книга; Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души; Вера, Надежда, Любовь, Мудрость; Традиции Слова, Образа, дела, праздника).

Книги для развития представляют принципиально новый вид инструментария, предложенный для дошкольного образования. Они предназначены для совместной работы педагогов, детей и их родителей.

Новый вид инструментария для дошкольного образования имеет следующие отличительные способности:
* во-первых, он направлен в равной степени на развитие духовно-нравственных ценностей как ребенка, так и его родителей;
* во-вторых, для каждой темы подобрано главное произведение, позволяющее выйти на размышление по осваиваемым категориям (главное произведение выделено особой рамочкой-заставкой и буквицей);
* в-третьих, книги для развития подготовлены для взаимодействия детей и родителей в процессе духовно-нравственного воспитания;

* в-четвертых, для каждой книги в целом и каждого произведения продуманы и подготовлены образы-иллюстрации, позволяющие получить образно-эмоциональное восприятие духовно-нравственного контекста произведения и осваиваемых категорий;
* в-пятых, в русских народных сказках восстановлен первоначальный контекст категорий и ценностей;
* в-шестых, для каждой осваиваемой темы подготовлены страницы Альбома „Мои Истоки“,над которой может потрудиться ребенок вместе с родителями и закрепить в образе осваиваемые духовно-нравственные категории;
* в-седьмых, для каждой темы подготовлены активные занятия, направленные на развитие системы духовно-нравственных ценностей личности (методическая разработка по активным занятиям для дошкольного образования представлена в сборнике „Истоковедение“, т. 5).

Принцип построения программы „Социокультурные истоки“ для дошкольного образования обусловил следующие этапы освоения курса:

в младшей группе (3–4 года)
формирует понятия: Слово, Образ, Книга (работа строиться на основе русских-народных песен, хороводов, игр, потешек, сказок, стихов и т. д.).
в средней группе (4–5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней;
в старшей группе (5–6 лет) обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость и т. д.);
в подготовительной группе (6–7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры № 1137 от 18июля 2017 года „Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по реализации программы „Социокультурные истоки“ в образовательных организциях ХМАО-Югры“


ПРОТОКОЛ совещания по реализации совместного плана мероприятий по взаимному сотрудничеству в сфере духовно-нравственного, гражданско-патириотического воспитания и допризывной подготовкит детей и молодежи Югры, организуемых совместно с территориальными благочиниями Ханты-Мансийской Митрополии Русской Православной Церкви в рамках реализации соглашения от 15.02.2019г.

РЕКОМЕНДАЦИИ И КОММЕНТАРИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРОГРАММЫ „СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ“ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Содержание методического комплекса программы духовно-нравственного воспитания „Социокультурные истоки“

Презентация "Национальная образовательная программа „Социокультурные истоки“