Деятельность психолого -педагогического консилиума МАДОУ ЦРР — д\с
Система коррекционной работы с детьми находящимися в детском саду на инклюзии (для детей с нарушениями в речевом и психическом развитии)
этапы |
участники |
Виды деятельности |
сроки |
Планируемый результат |
подготовитель-ный |
педагоги |
Ведут наблюдения, диагностируют, выявляют проблемы |
В течении учебного года |
Выявление проблем в развитии, установка диагнозов |
Специалисты ДОУ |
Обследуют, направляют на комиссию |
в течение года |
||
врачи |
Обследуют, выдают мед. заключения |
Июнь, июль |
||
Специалисты ПМПК |
Обследуют, устанавливают диагноз, выдают заключение |
в течение года |
||
Родители дети |
Проходят обследование всех специалистов, принимают решение, выбирают ДОУ |
Май-август |
||
Организацион-ный |
Специалисты ДОУ |
Комплектуют группы, назначают ответственных воспитателей |
Август-сентябрь |
Информационность всех субъектов процесса об уровне проблем в развитии. Подготовка к основному этапу |
Педагоги родители |
Знакомятся с результатами диагностики |
Сентябрь |
||
основной |
Ст. воспитатель |
Составляет единое тематическое планирование, координирует работу педагогов, ведет мониторинг педагогич. деятельности |
В течение учебного года |
Взаимосвязь всех субъектов коррекционно-образовательного процесса |
специалисты |
Проводят профилактическую и коррекционную работу с детьми в соответствии сих индивидуальными и групповыми программами; Оценивают результаты помощи детям и определяют степень их готовности к школьному обучению; Формируют у пед. коллектива и родителей готовность к коррекционной работе, помогают им в организации полноценной коррекционно-развивающей среды; Координируют усилия педагогов и родителей,проводят промежуточную диагностику. |
В течение учебного года |
Повышение уровня развития каждого ребенка |
|
педагоги |
Обеспечивают комфортные условия развития, воспитания и обучения, создают среду психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка; Проводят необходимую работу по профилактике и коррекции недостатков развития у детей, наблюдают, диагностируют детей. Повышают психолого-педагогическую культуру и компетентность родителей, побуждают их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье. |
В течение учебного года |
||
родители |
Создают в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; Проводят целенаправленную и систематическую работы по общему развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии. |
В течение учебного года |
||
дети |
Получают коррекционную помощь, развиваются |
В течение учебного года |
Получение качественного образования |
|
директор |
Контролирует и оценивает процесс, следит за исполнением сроков и планов работы, следит за выполнением программы. Контролирует коррекционно-развивающую среду. |
в течение учебного год |
Обеспечение условий для коррекционно-образовательного процесса |
|
Заключитель-ный |
Специалисты Педагоги родители |
Подводят итоги, оценивают уровень развития каждого ребенка, изучают причины удач или неудач, определяют задачи на следующий этап. |
Апрель-май |
Информированность о результатах пед. деятельности. Удовлетворительность от качественно выполненной работы |
Специалисты ПМПК |
Обследуют детей, снимают или оставляют диагноз |
апрель |
||
Ст. воспитатель |
Обобщает результаты диагностики, определяет проблемы, формулирует задачи на следующий год |
Май-июнь |
||
директор |
Оценивает результаты педагогической деятельности |
Май-июнь |
Результатом работы данной системы является практика выведения воспитанников из процесса коррекции и возвращения их в обычную образовательную среду. После поступления детей в наше ДОУ, специалисты (учителя – логопеды) детского сада проводят комплексную диагностику каждого ребенка. Для обеспечения качественной диагностики и дальнейшего психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии, для получения каждым ребенком качественного образования исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и нервно – психического здоровья, в соответствии со специальными образовательными потребностями, в МАДОУ ЦРР-д/с создан ППк. Обследование ребенка специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей на основании договора между образовательным учреждением и родителями обучающихся воспитанников.
Обследование проводится каждым специалистом ППк индивидуально. По данным обследования каждый специалист составляет заключение, разрабатывает рекомендации, выстраивает программу коррекции имеющихся недостатков.
По данным комплексной диагностики разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут целью, которого является индивидуализация образовательного процесса с учетом особенностей и возможностей детей.
Для детей – инвалидов разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, который представляет собой целенаправленную проектируемую программу действий участников образовательного процесса, обеспечивающий непрерывное развитие ребенка-инвалида и реализацию его особых образовательных потребностей.
Учебно-познавательная деятельность ребенка с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных применяемых в обучении нормально развивающихся детей средств. Поэтому необходимо применение специфических приемов и средств обучения и воспитания.
Воспитание и обучение таких детей с нормально развивающимися дошкольниками осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности (подгрупповые, фронтальные и индивидуальные занятия). На фронтальных и подгрупповых занятиях этим детям уделяется особое внимание (воспитатель использует дополнительное объяснение, индивидуальный показ, помощь в выполнении заданий, совместные действия с ребенком).
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, воспитаниеи обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях ДОУ является созданная предметно – пространственная среда в группах, которая соответствует способностям и возможностям детей с ОВЗ и доступна для них. Предметно-развивающая среда в группах организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом.
Размещение оборудования по зонам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры.
ДОУ организуя воспитание и обучение детей с ОВЗ, решают следующие социально значимые задачи:
1) охват детей необходимой коррекционно-педагогической помощью;
2) обеспечение родителей (законных представителей) консультативной поддержкой;
3) подготовка общества (детей) к принятию человека с ограниченными возможностями.
В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ работники: включают в занятия всех детей группы, независимоот дефекта; в своей работе педагог опирается на принцип индивидуально –дифференцированного подхода, задания детям с ОВЗ даются дифференцированно, исходя из возможностей ребенка, всегда создавая ему при этом ситуацию успеха; при оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития; создают для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагоги стремятся к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации, корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка.
Педагогический прогноз строят на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.
В ДОУ соблюдаются обязательные направления коррекционные работы в сфере развития жизненной компетенции для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию с взрослым, чтобы попросить помощи.
2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
3. Овладение навыками коммуникации.
4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.
5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья наше ДОУ делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. ДОУ это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое правона образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
В детском саду работают 1 учитель-логопед.
«Коррекция речевых нарушений» (логопедические занятия) направлены на:
выявление и преодоление отклонений в развитии речи детей дошкольного возраста.
Коррекционно-развивающая работа проводится учителем-логопедом в рамках логопункта. Отработка рекомендаций учителя-логопеда осуществляется воспитателями групп через режимные моменты, при организации самостоятельной деятельности воспитанников опосредованно через созданную в группе предметно-развивающую среду.