Уважаемые родители (законные представители!
Во исполнение пункта 4.9.1 протокольного решения заседания Совета по делам инвалидов при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 ноября 2020 года № 1 Департаментом образования и молодежной политики автономного округа совместно с Департаментом социального развития автономного округа, Департаментом труда и занятости населения автономного округа разработан алгоритм действий по реализации права родителей (законных представителей) детей-инвалидов, получающих услуги в подведомственных учреждениях, на трудоустройство в должности «тьютор» и «ассистент (помощник)» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и организациях социального обслуживания населения.
НОРМАТИВНО — ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ
Организация работы по обеспечению доступности для инвалидов и маломобильных групп населения объектов и услуг в МАДОУ ЦРР — д/с
Акт к паспорту доступности
Во исполнение государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов в соответствии с Федеральными законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (далее — Федеральный закон), приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.07.2015 № 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи» (далее — Порядок) и иными нормативными правовыми документами организация работы по обеспечению доступности для инвалидов и МГН объектов и услуг в МАДОУ ЦРР — д/с (далее- учреждение, организация, объект) предусматривает следующие составляющие:
разработка и утверждение организационно-распорядительных и иных локальных документов учреждения о порядке оказания помощи инвалидам и другим маломобильным гражданам;
закрепление в должностных инструкциях персонала конкретных задач и функций по оказанию помощи инвалидам и другим маломобильным гражданам;
систематическое обучение (инструктаж) персонала по вопросам оказания помощи на объекте инвалидам и другим маломобильным гражданам.
наличие доступной информации для обслуживаемых граждан (инвалидов) о порядке организации доступности объекта и предоставляемых в учреждении услуг, а также порядка оказания (получения) помощи на объекте.
К организационно-распорядительным локальным документам учреждения относятся:
— Положение по обеспечению условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи;
Содержание должностных обязанностей сотрудников по обеспечению доступности для инвалидов объектов (помещений) и услуг в организации социального обслуживания (учреждении);
Журнал учета проведения инструктажа специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг;
Журнал учета проведения обучения сотрудников организации по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг;
Программа обучения сотрудников учреждения по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи;
Приказ о назначении ответственных сотрудников за организацию и проведение работы в учреждении (организации) по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов;
Инструктирование специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг.
Требования к уровню подготовки персонала:
а) знание понятия «доступная среда для инвалидов» и основных требований доступности объектов и услуг для маломобильных граждан; основных видов архитектурных, информационных и ситуационных барьеров, препятствующих получению услуг инвалидами (МГ) наравне с другими лицами, а также возможных способов их устранения в зависимости от категории инвалидности;
б) осведомленность о перечне предоставляемых услуг в организации; формах и порядке предоставления услуг;
в) информированность о специальном (вспомогательном) оборудовании и приспособлениях для инвалидов, имеющихся в распоряжении учреждения (организации), наличии доступа к ним, порядке их эксплуатации (включая требования безопасности);
г) ознакомление с порядком эвакуации граждан на объекте, в том числе маломобильных, в экстренных случаях и чрезвычайных ситуациях;
д) наличие разработанных правил взаимодействия сотрудников учреждения (организации) при предоставлении услуг инвалиду.
ДОСТУПНАЯ СРЕДА
Количество оборудованных учебных кабинетов учреждения
В дошкольном учреждении имеются:
Кабинет директора −1
Методический кабинет −1
Медицинский кабинет-1
Изолятор-1
Пищеблок −1
Прачечная – 1
ИЗОстудия-1
Кабинет педагога-психолога, сенсорная комната −1
Компьютерный класс −1
Кабинет учителя-логопеда-1
Бассейн-1
Музыкальный зал-1
Спортивный зал – 1
Театральная студия −1
Бухгалтерия – 1
Складские помещения −3
10 групп с групповыми комнатами оборудованы спальнями, туалетными комнатами (с умывальными), буфетными, раздевалкой
Для проведения практических занятий используются игровые помещения, физкультурный зал, музыкальный зал, кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда.
Объекты для проведения практических заданий
Библиотечный фонд Учреждения располагается в методическом кабинете, а также во всех возрастных группах и кабинетах учреждения.
Весь книжный фонд ДОУ можно условно разделен на части и включает в себя:
· методическая и справочная литература для педагогов;
· произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей;
· репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия;
· книги совместного пользования.
Методическая литература размещена по разделам: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Художественная литература», «Дошкольная педагогика и психология», «Справочная литература» (различные энциклопедии, справочники).
Весь книжный фонд учитывается.
В дошкольной образовательной организации создана необходимая материально — техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей. В помещениях и на ее территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы:
Спортивный зал
Спортивная площадка на улице
5 игровых площадок
Разметка на асфальте для развития двигательной активности детей: «гусеница», «классики» и т. д.
Порядок пользования лечебно оздоровительной инфраструктурой
Для осуществления образовательного процесса в достаточном количестве имеется программно-методический комплект: программы, методические пособия, справочная и энциклопедическая литература, наглядные пособия, игровое оборудование, технические средства обучения (магнитофоны, фотоаппарат, мультимедиа проектор).
Наличие средств обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в учреждении используются специальные методики для коррекции психофизических нарушений. В учреждении имеются кабинет учителя-логопеда и кабинет педагога-психолога. Группы комбинированной направленности оснащены коррекционно-развивающим оборудованием и дидактическими средствами для осуществления профессиональной коррекции нарушений развития (задержки психического развития, нарушений речевого развития).
Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений,обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Учреждение оснащено сигнальными средствами для безопасного передвижения внутри здания. В учреждении разработан паспорт доступности здания. В учреждении имеются тактильные указатели и направляющие полосы для детей с нарушениями зрения.
Разработана дорожная карта по созданию необходимых условий безбарьерной среды в МАДОУ ЦРР — д/с
Условия питания в МАДОУ ЦРР — д/с
Условия питания обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
При составлении меню используется разработанная картотека блюд, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам и достаточную пищевую ценность питания. Готовая пища детям выдается только после снятия пробы медицинским работником с соответствующей записью в журнале результатов оценки готовых блюд. Организация питания в детском саду находится под постоянным контролем администрации учреждения. Так же ежедневно информация о питании воспитанников каждой группы размещается в информационных уголках для родителей. При наличии у воспитанников пищевых аллергий, непереносимости продуктов питания, осуществляется замена блюд (при наличии медицинского подтверждения об имеющейся аллергии или непереносимости продуктов питания). Также ежедневно информация о питании воспитанников каждой группы размещается в информационных уголках для родителей.
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском. Организация оказания первичной медико- санитарной помощи осуществляется на основании договора с БУ ХМАО –Югры «Покачевская городская больница». За учреждением закреплен следующий медицинский персонал:
Врач – педиатр;
медицинская сестра;
прививочная медсестра;
В учреждении оборудованы следующие медицинские кабинеты: медицинский кабинет, изолятор, процедурный кабинет. Медицинские кабинеты оснащены необходимым медицинским оборудованием.
Охрана здоровья инвалидов и лиц с ограниченными способностями
В детском саду созданы условия охраны здоровья обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ: медицинское обслуживание воспитанников осуществляется в медицинском кабинете, врачом и медицинской сестрой БУ ХМАО — Югры «Покачевская городская больница», которое обеспечивает оказание первичной медико- санитарной помощи и прохождение периодических медицинских осмотров и диспансеризации. Согласно плану лечебно-профилактической работы.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
Доступ к информационным системам и информационно --телекоммуникационным сетям приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограничеными возможностями здоровья
в дошкольном учреждении доступ обеспечен:
в административно-управленческом блоке,
в кабинетах специалистов.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям обучающимися, в т. ч. детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ не осуществляется.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам — не предусмотрен.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Доступ воспитанников не обеспечивается.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ воспитанников не обеспечивается.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для детей с ОВЗ в учреждении успешно используются следующие технические средства коллективного и индивидуального использования:
Мультимедийное оборудование;
Музыкальное оборудование.
В МАДОУЦРР — д/с создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников образовательного процесса в условиях информационного общества.
Информационная база оснащена:
электронной почтой;
локальной сетью;
выходом в Интернет;
разработан и действует сайт МАДОУ ЦРР — д/с http://crrpokachi.ru/
Доступ педагогических работников к информационно – телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, материально – техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической деятельности» осуществляется с персональных компьютеров, ноутбуков, подключенных к сети Интернет. (В соответствии с ч.3 ст. 47 Федерального закона № 273- ФЗ от 27 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации») и регламентируется.
Список полезных ссылок
Каталог электронных образовательных ресурсов для педагогов и родителей:
Министерство образования и науки Российской Федерацииhttp://mon.gov.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсовhttp://fcior.edu.ru/
Официальный сайт Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры (ДОиМП ХМАО-Югры) www.doinhmao.ru/
Каталог образовательных интернет-ресурсов для дошкольных учреждений:
Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок»http://festival.1september.ru/
Всё для детского сада. Консультации для воспитателей www.moi-detsad.ru
Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» адресован руководителям дошкольного образования, заведующим и методистам ДОУ. В журнале публикуются материалы по вопросам дошкольной педагогики, организации работы дошкольного образовательного учреждения, управления коллективом детского сада, нормативные акты, регулирующие деятельность ДОУ, статьи о новейших достижениях педагогической науки и практики.Журнал «Справочник старшего воспитателя»
http://vospitatel.resobr.ru/
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.
Журнал «Детский сад будущего»
http://www.gallery-projects.com
Журнал «Детский сад будущего – галерея творческих проектов» предлагает проект как форму совместной образовательной деятельности в ДОУ
Журнал включает: опыт педагогов, педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений по реализации творческих проектов; набор готовых проектов по взаимодействию с детьми, их семьями, с сотрудниками и различными партнёрами ДОУ.
Журнал «Воспитатель ДОУ»
http://doshkolnik.ru
это принципиально новый журнал для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ; ценнейший опыт лучших детских садов; новейшие методические рекомендации, разработки игр, занятий и многое другое.
Журнал «Обруч»
http://www.obruch.ru/
— иллюстрированный научно-популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей. В нем публикуются разнообразные теоретические, методические, практические материалы, опыт работы дошкольных учреждений. Большое внимание уделяется вопросам психологии, методики воспитания и обучения, созданию развивающей среды.
Каталог электронных образовательных ресурсов для педагогов и родителей:
Министерство образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок» http://festival.1september.ru/
Всё для детского сада. Консультации для воспитателей www.moi-detsad.ru
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В соответствии с уставом МАДОУ ЦРР — д/с в дошкольном учреждении отсутствуют жилые помещения, общежития, интернаты, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
не требуются
Информация о доступности образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)– это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [ст. 2 п. 27 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ]
Информация о созданных условиях для получения образования детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на основании Постановления Правительства РФ от 17.05.2017 № 575 «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и обновления информации об образовательной организации»
Информация об образовательной деятельности | |
Информация о реализуемых образовательных программах, в том числе о реализуемых адаптированных образовательных программах, а также об использовании при реализации указанных образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | Адаптированная образовательная программа для детей МАДОУ Центр развития ребенка с тяжелым нарушение речи |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности | |
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Согласно заключению ПМПК и ИПРА оборудование учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий не требуется. Дети – инвалиды и лица с ОВЗ (заключение ПМПК) участвуют в образовательном процессе на общих основаниях |
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Имеется кнопка вызова персонала, обеспечивающая доступ инвалиду или лицу с ОВЗ на территорию МАДОУ ЦРР – д/с Имеется подъемник |
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | В МАДОУ ЦРР — д/с организовано 5 разовое сбалансированное питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин) Отдельное меню для детей с ОВЗ и детей — инвалидов не предусмотрено. |
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Организации образовательной деятельности данной категории детей осуществляется с учетом здоровья, разработан индивидуальный образовательный маршрут, адаптированная образовательная программа. |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Не требуется создание особых условий |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Не требуется создание особых условий |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Отсутствуют |
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Отсутствуют |