Взгляды народа на семью были определены экономическими и нравственными условиями его жизни. Только в рамках семьи было возможно вести полноценное хозяйство. Отсюда и говорят:
«ДУХОВНОЕ РОДСТВО ПУЩЕ ПЛОТСКОГО»;
«ЖЕНИЛСЯ – НА ВЕК ЗАЛОЖИЛСЯ»;
«ХОЛОСТОЙ – ПОЛЧЕЛОВЕКА».
Многодетность была нормой патриархальной семьи:
«ДЕТИ – БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ»;
«ГОРЬКИ РОДИНЫ, ДА ЗАБЫВЧИВЫ»;
«РЕБЯТА, ЧТО МОКРИЦЫ – ОТ СЫРОСТИ ЗАВОДЯТСЯ»;
«ПЛОДЯТСЯ И МНОЖАТСЯ, ЧТО ГОЛУБИ»;
Нашел отражение быстрый рост маленьких детей:
«РАСТЕТ, КАК ПШЕНИЧНОЕ ТЕСТО НА ОПАРЕ»
Эмоциональный фактор воспитания, привязанность и любовь к детям отражаются в таких пословицах:
«СВОЕ ДИТЯ И ГОРБАТО, ДА МИЛО»;
«СВОЙ ДУРАК ДОРОЖЕ И ЧУЖОГО УМНОГО»;
«КТО ДЕВКУ ХВАЛИТ? ОТЕЦ ДА МАТЬ»
Любовь и доброта становились первым условием:
«ТОТ МНЕ И СВАТ, КТО МНЕ РАД»;
«СВАТ НЕ СВАТ, БЫЛ БЫ ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК»
Особая роль отводилась воспитанию и обучению детей:
«НЕ УЧИЛИ, КОГДА ПОПЕРЕК ЛАВКИ ЛОЖИЛСЯ,
А ВО ВСЮ ВЫТЯНУЛСЯ, ТАК НЕ НАУЧИШЬ»;
«НАРОДИЛА, ДА НЕ НАУЧИЛА»;
«УМЕЛ ДИТЯ РОДИТЬ, УМЕЙ И НАУЧИТЬ»
Сознавалась необходимость упорства труда и учения:
«НЕ УЧАСЬ, И ЛАПТЯ НЕ СПЛЕТЕШЬ»;
«ДОРОГ ПАРЕНЬ, ДА НЕ УЧЕН»;
«НЕЗНАЙКА ЛЕЖИТ, А ЗНАЙКА ДАЛЕКО БЕЖИТ»;
«ГОЛОВА ВСЕМУ НАЧАЛО, ГДЕ УМ ТАМ И ТОЛК»;
«НЕ КОПЬЕМ ПОБИВАЮТ, А УМОМ»
Труд был одной из важных воспитательных ценностей:
«БЕЗ ДЕЛА ЖИТЬ – НЕБО КОПТИТЬ»;
«МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ»;
«В ЧУЖОМ ПЛАТЬЕ НЕ НАКРАСОВАТЬСЯ»;
«ЖИВИ, ВСЯК, СВОИМ УМОМ, ДА СВОИМ ГОРБОМ».
Представляют интерес методы воспитания детей в семье:
«ЗАСИЖЕННОЕ ЯЙЦО ВСЕГДА БОЛТУН»
Хорошими детьми гордились:
«ДОБРЫЙ СЫН ВСЕМУ СВЕТУ ЗАВИДИЩЕ»;
«ДАЙ БОГ ДЕТОК, ДА ДАЙ БОГ ПУТНЫХ»
Народная мудрость требует от людей добра и любви:
«ЛАСКОВОЕ СЛОВО, ЧТО ВЕСЕННИЙ ДЕНЬ»;
«НЕ КОРМИ КАЛАЧОМ, ДА НЕ БЕЙ КИРПИЧОМ»
Родительский авторитет был мощным фактором воспитания:
«КТО РОДИТЕЛЕЙ ПОЧИТАЕТ, ТОТ ВОВЕКИ НЕ ПОГИБАЕТ»;
«МАТЕРИНСКАЯ МОЛИТВА СО ДНА МОРЯ ВЫНИМАЕТ»
Есть пословицы, признающие личность детей:
«У МЕНЯ СЫН МОЙ, ДА УМ У НЕГО СВОЙ»
Сказано о печальной участи детей-сирот:
«В СИРОТСТВЕ ЖИТЬ – СЛЕЗЫ ЛИТЬ»
Высмеивались такие качества, как злость, лукавство, алчность:
«В ЧУЖИХ РУКАХ ЛОМОТЬ ВЕЛИК, А НАМ ДОСТАНЕТСЯ, ТАК И МАЛ ПОКАЖЕТСЯ»
Народная мудрость учит умеренности и довольству:
«КЛЮЕТ ПТИЧКА, ДА И ТО СЫТА ЖИВЕТ»
В народе ценилось сознание справедливости:
«КАКОВ ПРИВЕТ, ТАКОВ ОТВЕТ»
Важно было учить детей терпимее относиться к человеческим слабостям:
«ПО — ГОЛОМУ НЕЧЕГО ЩИПАТЬ»
«НА ХОТЕНЬЕ ЕСТЬ ТЕРПЕНЬЕ».